ТриПсих Том 1

Читая «Трипсих»

Аннотация: «ТриПсих» — одна из немногих больших книг, которую стоит прочитать.

 

Что за странное название, ТриПсих? — подумал я. На ум приходит культур-мультурологическое нечто, недоступное смертным: триптихи, психи, три грации, балет, Босх — «Сад земных наслаждений». Да, может и он приложил свою безумную кисть. В сюжете эта книга именует себя «гротескно-идиотический роман-прогноз». Если это прогноз — убейте меня сразу. Идиотический? Может быть. Помнится, сырое мясо в пост предложил государю Ивану Васильевичу владелец справки от тогдашних знатоков душ. А иначе как объяснить, что авторы книги до сих пор не мумифицированы и не канонизированы?

            Прочитать «ТриПсих» А.Кузяева и Л.Фатеевой не так-то просто. Нет, не потому, что труден язык или непонятен сюжет. Напротив, повествуется легко, насколька легкость возможна для описания аномалий странного мира с переселением душ, резиновыми сверхчеловеками и ползающими ангелами.

            При этом милый новояз этого людоедского мира превращает чтение из разновидности снотворного в упражнение для ума. И книга того стоит. «Аужелипсис» — каково?! Вывертки, хлуни, коси, preservativus`ы — как бы то ни было, понять произведение, не разобравшись в этом бестиарии, невозможно. Всю книгу пронизывает насмешливая игра слов: «сантехник из вымершего знатного рода разучившихся летать пролетариев», «понт-хаусы», «госДупа» и многое другое.

            Если кто-то думает, что цель авторов была поразвлечь читателя жестким триллером с вампюками и злыднями, или может быть, озадачить его фантастической историей в духе «Ампир V», он сильно ошибается. 

Парадоксально, но внешняя ассоциация прочитанной книги кинематографическая: «Апокалипсис» Спилберга и «Кин-Цза-Цза». Из первого — жесткая натуралистичность страданий. Из второго — иронический взгляд на полный абсурда мир.

            Ассоциации из мира фантастики? Разумеется, Стругацкие. Авторы книги — из эпохи особенного отношения к их произведениям. «Сталкер»: вся сцена действия этой драмы, её декорации во многом оттуда — наложенные на постперестроечный сюр промышленной окраины. Странные существа лесов, похоже, выползли из «Улитки на склоне».

            «Ампир V» — «сдача пота» — «баблос». «Вампиры» — «Резинолюди». Вообще в книге немало пелевинского, но — эта книга не кассовая. И не упражнение для клубного интеллектуала.

            Я вижу здесь следы чего-то более значительного, некий новый Апокалипсис, предчувствия простого человека, попавшего в жернова Дивного Нового Мира, мифы, сгустившиеся и выпавшие черной тучей ядовитого дыма.

            Местами язык книги становится коряв и тяжел, как посох пустынника, а страницы заливает отчаяние, местами события забавны и анекдотичны до политического фарса Салтыкова-Щедрина. И уж конечно, неизбежно внешнее влияние Булгакова: психушка, как ключевая точка странствий души. А выход — в смерти. А достоинство смерти — в Боге, в которого, похоже, не очень-то верят авторы — и делают его (и его оппонента) частью эпической трагикомедии.

В отличие от Булгакова, который в Бога определенно верил — он здесь лишь ключевая фигура действия многочисленных потусторонних сил, и средство поиска ответа на вопрос «А выход-то где?»

            Книга «Трипсих» в целом звучит как реквием по современному потреблятскому миру. Или как весёлая похоронная музыка по нам самим? И при этом несет родные черты этого больного мира.

 

Иван ШИРЯЕВ

 

ТриПсих Том 2 

 


ISBN:

ТриПсих первый том  978-5-905490-56-9

ТриПсих второй том  978-5-905490-57-6