СЮЖЕТНИК ОТ ОБОЛЕНСКОГО

(в помощь сетевым авторам)

 

Зная, что у сетевых писателей всегда имеются трудности с сюжетом, предлагаю написанное пару лет назад небольшое пособие. На основе каждого типового сюжета возможно создание широкого спектра литературных произведений от миниатюры до эпопеи. Для облегчения работы с сюжетником указываю назначение сюжета, предпочтительный пол автора, уровень его таланта (субъективно). Может быть интересно даже не писателям, а просто любителям литературы.

 

СЮЖЕТ 1

Назначение — написание мелкокалиберной прозы. Рекомендуемый тип таланта автора — незатейливый. Рекомендуемый пол автора — Ж (дама в годах, не пользующаяся косметикой).

Герои: Муж, жена, ребенок 6-7 лет (пол неважен).

Содержание: Герои обозначаются в момент крушения семейного благополучия. Ссоры, склоки, вопли, мат, ругань и споры не по существу — многие авторы, несомненно, опишут ситуацию на высоком литературном уровне. Далее — описание развода, трудная жизнь бывших супругов под одной крышей. Можно указать, что мама жены больна астмой (гастритом желудка, пневмонией легких, артритом суставов), но жена временно не может уйти к ней, как у нас принято.

После развода ссоры нарастают. В этот момент ребенок попадает под машину (падает с крыши, стула, лестницы). Приговор врачей суров. Напряженное ожидание. Ребенок вдруг начинает поправляться. Суровый доктор Иванов (Петров, Сидоров, Тер-Егизарян), улыбаясь сквозь усы, очки и морщины, объявляет об этом родителям. Возможны два столбовых пути развития сюжета — новая встреча в ЗАГСе или новый виток конфронтации. Варианты — дитя умирает, остается инвалидом, теряет память. Дальнейшее развитие сюжета может привести к неконтролируемому увеличению количества авторских листов.

 

СЮЖЕТ 2

Назначение — конфликтосодержащая проза. Тип таланта — мелкопсихологический. Пол автора — М (мужчина, надевающий под темный костюм кроссовки) и Ж (дама 40-45 лет, любящая темные тона в одежде и имеющая 3-4 кошки).

Герои: Молодые супруги, совсем недавно примерившие свои горячие головы к гильотине семейной жизни. Отец героини (тесть героя) — профессор-хирург старой закалки.

Содержание: Тесть постоянно попрекает зятя за неуспешность, пофигизм и нескромное стремление к скромному обаянию буржуазии. Героиня внезапно заболевает, необходима операция. Оперирует сам отец, дочь умирает на столе. Разговор зятя и тестя в кабинете последнего под укоризненным взглядом Путина с портрета над столом раскрывает небеса для полета авторской фантазии.

Возможные варианты финала: 1. Тесть усыновляет зятя и обретает сына. 2. Зять поступает в мединститут, чтобы впоследствии помогать страждущим за смешную зарплату и несмешные доходы. 3. Зять плюет в морду тестю и проклинает его (после чего может удавиться, а тесть наложить на себя руки иным способом). 4. Оба сливаются в экстазе самобичевания со скупыми мужскими слезами, рождающими, как у нас принято, суровую мужскую дружбу. Количество вариантов концовки ограничено, поэтому от автора требуется точная расстановка акцентов.

 

СЮЖЕТ 3

Назначение — жалостно-бытовая проза. Тип таланта — дефектологический. Пол автора — Ж (барышня).

Герои: Юноша, девушка-медсестра, их матери, тень отца юноши.

Содержание: Юноша (18-19 лет) — инвалид с детства, может передвигаться, но плохо — только по квартире ползком. Живет вдвоем с матерью, папа бросил, он — алкоголик (нумизмат, бабник, пофигист, филателист, аутист-интеллектуал). Мать состарилась в заботах о сыне: домашние учителя, всякие медицинские процедуры, посильный инвалидный спорт, чтобы юноша окончательно не потерял подвижность (можно описать неудачное участие в Параолимпийских играх квартала проживания, вогнавшее юношу в депрессию). Сил не хватает, мать нанимает в помощь медсестру. Девушка-медсестра — дочь маминой ближайшей подруги, живущей в Тамбовской области. Она работает в районной поликлинике, умеет делать уколы и писать стихи с точными рифмами. Между умным, но физически ущербным юношей и девушкой возникает глубокое чувство. Они хотят пожениться. Но мать юноши, не совсем адекватная из-за многих печалей, жёстко упирается рогом, немотивированно утверждая, что девушке нужна лишь прописка и квартира. Ключевая сцена сюжета — разговор о том, как жить дальше и чего хочет девушка: суетной московской жизни или чистой любви со стихами о природе Тамбовщины.

Вариант финала предлагается только один, но весьма многоплановый. Мать все же решает, что девушке нужна прописка и часть квартиры, закрывает своим телом сына и кричит: «Так не доставайся же ты никому», не имея, впрочем, в руках не только пистолета, но даже кухонного ножа. В этом месте крайне необходимо сделать сноску со ссылкой на любую библиотеку Рунета. При таком развитии сюжета юноша может доползти до окна, заметив, что всем не до него, и с неимоверным усилием перевалиться через подоконник. В этом случае все плачут и мирятся, включая приехавшую с Тамбовщины мать девушки. Юноша может выжить после падения с третьего этажа, мало того, может начать и ходить под влиянием травмы и на удивление врачам. За это время девушка может полюбить другого, последствия этого варианта непредсказуемы. Можно лишь предположить, что многие литературные сайты рунета заклинит от обилия комментов.

 

ИНТЕРНЕТ — ВАРИАНТ вышеизложенного сюжета.

Молодые люди знакомятся по интернету, возникает виртуальная любовь, после трехлетней переписки они договариваются о встрече. Он (она) — оказывается инвалидом и появляется на встрече в кресле и в сопровождении мамы, которая, как выясняется, явилась инициатором интернет-связи в надежде найти любовь для зреющего сына (ищущей чувство дочери). Огромный простор для фантазии в финале. Сюжет хорош для написания многосерийной миниатюры в вышеуказанном стиле. Для особо одарённых авторов предлагается новаторская форма «венок миниатюр», построенная по образцу стихотворного венка сонетов.

 

СЮЖЕТ 4

Назначение — любовно-треугольная мелкопсихологическая проза. Тип таланта — амбивалентный. Пол автора — М (рефлектирующий бизнесмен или запущенный холостяк среднего возраста) или Ж (дама средних лет, пользующаяся дорогой косметикой).

Герои: Дама и джентльмен среднего возраста, друг дамы, прислуга, охранники, хулиганы (статисты).

Содержание: Женщина лет тридцати замужем за богатым джентльменом, который ее любит, дает ей все, что она просит. Она просит, но к просимому равнодушна. Честна — любовника не имеет и иметь не хочет. Не хочет также иметь «мерседес» с водителем, особняк, светскую жизнь, поездки в опостылевший Париж ужинать. Но имеет. Не имеет, но хочет маленькой любви в маленьком деревенском домике с биотуалетом во дворе. Муж нанимает нового шофера (охранника, повара, секретаря) и женщина узнает в нем героя своего первого школьного, но очень бурного романа. Герой погряз в бедности, нездоров в связи с чрезвычайной потасканностью и рад полученной работе [в школе славился многими талантами, писал гениальные стихи, был чемпионом школы по шахматам (боксу, троеборью, настольному теннису)]. Чувства вспыхивают с новой силой, она не хочет обманывать любящего супруга и рассказывает ему все.

Варианты развития сюжета: 1. Муж звереет и с помощью наемных хулиганов калечит наемного же работника до невозможности. Дальнейшее развитие зависит от сиюминутного настроения автора, но предпочтителен вариант с долгими ночными беседами героев в больнице, куда героиня устроилась сиделкой к любимому и его сопалатникам за еду. 2. Муж жертвует своей любовью и отпускает жену, дав новообретенным много денег. Законный муж вполне может застукать новообретенных целующимися в машине (в постели, в гараже, в беседке, в кустах), тогда оба варианта поведения законного мужа равновероятны. Будет хорош асадовский вариант — муж уходит в никуда, примерив сохранившиеся со времен армии портянки, кирзу и сержантскую шинель, положив в торбу краюшку хлеба и налив каплю молока, чтобы солью ему были небо и эти облака, а также воспоминания о днях счастья и мульках в парижском ресторане «Брюссель». Он оставляет влюбленным ВСЁ материальное, выползая с помощью этого поступка на первый план рассказа.

 

СЮЖЕТ 5

Назначение — парадоксальная проза. Уровень таланта — неугомонный. Пол автора — М (выпивающий, пожилой) и Ж (выпивающая, климактерическая).

Герои: Женщина, ее дочь (возраст 13-40 лет), бывший муж женщины.

Содержание: Женщина с дочерью (хорошо одеты, добирались не на метро) приезжают на кладбище посетить могилку покойного мужа и папы, который женщине был муж, а дочке не папа, а отчим. Дочка не в курсе, уверена, что покойный отчим — папа. Среди нищих на кладбище мама узнает своего первого мужа, который настоящий папа. Она его любила за ум и стихи (в школе он был… — см. СЮЖЕТ 4), но от своего ума и стихов он пил и не хотел работать, за что она его и выгнала когда дочке была два года. Тут подвернулся небедный мужчина, удочеривший ребенка, но к несчастью внезапно умерший от отравления йогуртом (жареными сморчками, малосольными огурцами, фуа-гра (грой?). Бывший муж за это время опустился окончательно и обрел счастье философа в бомжатнике у кладбища. Он тоже узнает бывшую жену.

Варианты развития: 1. Не подходит к ней, выслеживает и начинает угрожать, что все расскажет дочери. 2. Бросается к ним и просит на пропитание. 3. Все трое бросаются друг к другу и сливаются в экстазе. 4. Она кидает ему монетку и, с растекшейся от слез косметикой, проходит мимо, а он, с растекшейся по лицу грязью, смотрит вслед. 5. Она еле слышно говорит дочери: «Милая, это твой отец», — все трое сливаются в экстазе.

Примечание: Сюжет сложен для воплощения и требует амбивалентного видения действительности.

 

СЮЖЕТ 6

Назначение — псевдоностальгическая проза. Тип таланта — сентиментальный. Пол автора — М и Ж (в обоих вариантах — личности, страдающие бессонницей и лечащие ее коньяком).

Герои: Солидный мужчина пятидесяти лет, девушка — крестьянка, ее бабушка — фермерша.

Содержание: Состоятельный бизнесмен, сторонник «Единой России», едет на Селигер курировать слет движения «Наши» (по делам бизнеса, к любовнице, к жене, отдыхающей на турбазе, просто искупаться). Из-за ремонта дороги сворачивает на проселки, Джи-пи-эс ломается и машина тоже. Пустынно. Темнеет. Он идет вдоль поля и видит деревушку в три окошка. Стучится в ближайший дом, ему открывает старушка, которая поит его молоком и кормит сметаной. Наутро оказывается, что у старушки есть внучка, в которую бизнесмен влюбляется с первого взгляда и с которой, пораженный ударом страсти под дых (по затылку, в глаз, по...), красиво, но скромно трахается на сеновале (в березовой роще, за сломанным трактором, в ковылях, под елкой). Начисто забывает о том, куда держал путь (см. выше). Клятвы в вечной любви. Но бизнесмен вдруг видит на пальце у девушки кольцо, знакомое до боли в пояснице. Вспоминает: это кольцо он купил в магазине ”Ювелиртога” в Асташкове, когда отдыхал в 1985 году на Селигере вместе с другими членами Комитета Комсомола и Профсоюзной организации. Купил и подарил тридцатилетней женщине, с которой днем раньше лишился девственности. Огромный простор для фантазии. Умелые писатели вплетут в текст аллюзии на Бунина и Набокова, только делать это надо легчайшей кистью. Вряд ли кто станет писать, что папик переспал с собственной дочерью, это натуралистично и противно. Он должен лукаво подумать: «А мало ли одинаковых колец продавалось в Ювелирторге в восемьдесят пятом?» Желательно, если девушка скажет, что кольцо ей подарил папа год назад. Хотя… подаренное кольцо может остаться и от умершей мамы. Сюжет хорош для неожиданного поворота.

 

СЮЖЕТ 7

Назначение — психоделическая проза. Тип таланта — неуравновешенный. Пол автора — М или Ж, или ни М, ни Ж.

Герои: Мужчина, женщина, исчезающие люди.

Содержание: Мужчина и женщина в самолете. Соседние кресла, полет нормальный. Но вдруг командир корабля объявляет, что самолет по техническим причинам совершает посадку в городе Н. Посадка проходит благополучно, но герои вдруг обнаруживают с удивлением, что остались в самолете совершенно одни. Исчезли пассажиры, а также и стюардессы с пилотами. Вся ручная кладь тоже исчезла. Багаж, видимо, тоже. По надувному трапу герои спускаются на летное поле и видят крошечный пустой аэропорт. В трех километрах — город, тоже маленький и пустой. Держась за руки и не понимая, что произошло, они идут туда. Неожиданно обнаруживают, что город знаком им, мало того, они в нем родились и провели детство. Они были влюблены, подарили друг другу первый поцелуй и испытали первое (реализованное или нет — думать автору) влечение. Но жизнь потрепала обоих так, что они друг друга не узнали. Воспоминания захлестывают их, они гуляют по пустому городу.

Вариантов дальнейшего развития много. 1. Они остались в городе детства навсегда и поняли, что это их настоящая жизнь. 2. Очнулись в самолете, ничего не помня и расстались, обменявшись странными взглядами, после посадки. 3. Очнулись в самолете, помня все, и полюбили друг друга. 4. Очнулись в самолете, помня все, и полюбили друг друга, несмотря ни на что (жену, мужа, детей, героиня может быть беременной от мужа на раннем сроке и все равно полюбить, герой может быть импотентом из-за того, что наступил ногой на противопехотную мину и был контужен в первую чеченскую компанию, но все равно полюбить, несмотря на дороговизну виагры). 5. Очнулись в самолете и не полюбили друг друга, потому что сразу после детства разошлись в сексуальной ориентации.

 

СЮЖЕТ 8

Назначение — эмпатоальтруистическая проза. Тип таланта — жертвенный. Пол автора — Ж (без особых примет).

Герои: Пожилая бабушка Ганя (Груня, Маня, Валя, Галя), повариха. Иван Исакович Абрамян (Абрам Иванович Исакян), директор. Иван Харин, младший лейтенант милиции, следователь. Эдуард, журналист. Алексей Фатальный, политик.

Содержание: Бабушка Ганя работает поварихой в интернате для слабослышащих ветеранов российского балета при Театре юного зрителя имени Леонардо да Винчи. Жизнь обитателей интерната тяжела, они не доедают и не допивают, и баба Ганя сначала отдает положенный ей самой бесплатный паек ветеранам, а когда видит, что это — капля в море, начинает брать продукты со склада и темными ночами разносить их в виде сухого пайка по палатам. Обитатели начинают меньше болеть, а смертельно больные — выздоравливать, потому что баба Ганя носит им продукты не с общего склада, а с личного маленького склада директора интерната Ивана Исаковича Абрамяна. Абрамян ловит бабу Ганю с поличным. Героине очень стыдно и страшно, она никогда не нарушала закон даже во благо народа. На героиню заводят уголовное дело, берут подписку о невыезде, но молодой и честный следователь Иван Харин замечает, что дело не чисто. Несмотря на запрет начальства и отстранение от дела, он проводит собственное расследование, которому придает широкую огласку с помощью журналиста Эдуарда и политика Алексея Фатального.

Дальнейшее развитие сюжета — на усмотрение литератора. Мысли автора: 1. Баба Ганя открывает собственный блог, пишет в ЖЖ, рассказывает правду о делишках Абрамяна в твиттере. Митинг в защиту поварихи собирает десятки тысяч людей, ищущих в России уважения (политически — оптимистичный вариант). 2. Уязвленные отсутствием продуктов и несправедливостью к любимой поварихе, жители интерната пишут открытое письмо Путину, и вопрос решается в пять минут. Харин становится лейтенантом, его начальники предупреждены о неполном служебном соответствии, на еду ветеранам выделено пятьсот миллионов рублей (традиционно — российский вариант). 3. За Абрамяна заступаются высокие покровители, Харин разжалован, назначен бегать за пивом в Дегунинском райотделе, бабе Гане дают десять лет условно (реалистически-пессимистический вариант). 4. Следователь Харин выходит на первый план и раскручивает хитроумную цепочку преступлений, ведущих в самые верхи Минсоцразвития, за что получает лейтенанта без выслуги (детективный вариант). 5. Баба Ганя умирает от инсульта, обитатели интерната — от голода, политик Фатальный — в тюрьме, Харин убит в перестрелке (чернушный вариант).

Сюжет интересен тем, что одинаково приспособлен для женского романа, детектива, психологического триллера, художественно-социального исследования.

 

Автор полагает пока ограничиться представленными сюжетами. Кому интересно, в запасе имеется огромное их количество — болванок, идеально приспособленных для написания любых литературных произведений. Среди них — нулевые сюжеты, патриотические, чернушные, маниакальные, суперОбразные, патологические, эмигрантские, сюрреалистические, экзистенциальные и многие другие. Кому надо — отдам совершенно безвозмездно, пишите в личку.

Автор также полагает, что подавляющее большинство текстов, находящихся в круговом обращении в инете, с легкостью и без излишних умственных и эмоциональных затрат может быть создано с помощью хорошо рассчитанных полуфабрикатов. Такой метод, без сомнения, может привести к увеличению количества авторов, публикуемых произведений, читателей. Именно этот вектор развития, на взгляд автора, является единственно правильным для сетевой литературы.

Андрей ОБОЛЕНСКИЙ